Первомайский  филиал 

МОУ Пахотно-Угловской средней общеобразовательной школы

Отдел образования администрации Бондарского района

Главная

История

Педагогический коллектив

Учебные программы

План работы

Школьное лесничество

Новости

Наши выпускники

Контакты

Гостевая

 

 

Школьное лесничество "Берендеи"

 

Отчет по школьному лесничеству 2008 - 2009 г.

 

Нам 35 лет - презентация

 

В 2009 году школьному лесничеству «Берендеи» Первомайской школы исполнилось 35 лет. Пройден большой трудовой путь. За этот период времени много ребят научилось здесь любить и охранять природу, приобрело трудовые умения и навыки.

А начиналось все так. По инициативе директора лесокомбината А.Е. Сорокина на базе средней школы было создано школьное лесничество, первым руководителем которого стала учитель биологии Носова К.Ф.

Члены школьного лесничества принимали активное участие в лесокультурных и лесозащитных мероприятиях лесокомбината. За годы существования школьного лесничества  это сотни гектаров посаженного и ухоженного леса, тысячи огороженных муравейников,  сделанных и развешанных  скворечников.

   За школьным лесничеством закреплены 3 квартала Пахотно - Угловского лесничества (№ 102, 104, 108) общей площадью 314,0 га . Покрытые лесом  земли представлены смешанными насаждениями с преобладанием сосны, осины, березы. В квартале №108 расположен постоянный лесной питомник , где учащиеся нашей школы ведут разнообразные исследовательские работы, наблюдая за лесными насаждениями.  В задачи школьного лесничества входит:

  • Изучение природных богатств родного края, получение практических знаний по географии, биологии и др. учебным предметам.

  • Содействие работникам государственной охраны в проведении мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений.

  • Практическое участие в работе по сбору и заготовке лекарственного сырья, ягод, семян древесных и кустарниковых пород, посадке и посеве лесов, выращивании посадочного материала, озеленение школы.

   Из членов первичной организации Общества охраны природы в школе действуют «Зеленый» и «Голубой» патрули. Работают они энергично и целенаправленно круглый год. «Зеленые» патрули в течение всего года несут охрану зеленых насаждений, цветников вокруг школы и лесничества. «Голубые» патрули в зимний период следят за ледяным покровам на прудах, делают проруби, чтобы предупредить гибель рыбы от кислородного голодания. Большое внимание уделяется охране полезных птиц. Осенью идет заготовка кормов для них. Ребята заготавливают семенной материал (желуди, шишки).

Для практического знакомства с лесом и его обитателями силами школьного лесничества создана учебная экологическая тропа, включающая 7 стоянок.

   В 2002 – 2003 учебном году начал работу учебно - опытный участок, площадью 0, 08 га .

   В школе есть кабинет лесоводства и экологии, который оснащен разнообразными наглядными пособиями. Создан уголок природы.

Членами  школьного лесничества являются учащиеся 5 – 9 классов. Его состав на 2009 – 2010 учебный год – 34 человека. За последние 8 лет из общего количества  занятых в школьном лесничестве учащихся  14% поступило в профильные учебные заведения:

-Саратовский сельскохозяйственный институт,

-Воронежскую Академию лесного хозяйства,

-Тимирязевскую Академию.

За годы существования школьного лесничества его членами посажено 105 га   леса. Проведен уход за лесными культурами на площади 1550 га . Дополнение лесных культур проведено на площади 240 га . Выкопано и отсортировано около 10 млн. шт. посадочного материала. Уход за питомником проведен на площади 12, 3 га . Заложено 12 га плантаций новогодних елок. Изготовлено и развешено порядка 1000 шт. скворечников и 500 шт. кормушек. Ежегодно школьным лесничеством проводится ремонт противопожарных аншлагов.

   Школьное лесничество «Берендеи» активно участвует в различных региональных и всероссийских конкурсах. Практические результаты этого участия таковы:

  • - личное и командное первенство в соревнованиях членов школьных лесничеств, проводимых в рамках областного слета, посвященного 200-летию Лесного Департамента России ( 1998 г .);

  • - Почетная грамота Федеральной службы лесного хозяйства России за активное участие в подготовке и проведении Дня птиц и годовая подписка на журнал «Муравейник» ( 1999 г .);

  • - Диплом Тамбовского Управления лесами за победу в областном смотре – конкурсе школьных лесничеств ( 1999 г .);

  • - личное первенство  в  областном конкурсе  исследовательских  проектов  «Марш  парков -2000г.»;

  • - личные первенства и командное призовое место в областном слете – конкурсе исследовательских проектов  «Парк моего детства»  ( 1999 г .);

  • - Диплом областного Управления лесами за первое место в слете – конкурсе членов школьных  лесничеств ( 2000 г .).

  • Диплом областного Управления лесами и цифровой фотоаппарат за третье место в слете – конкурсе членов школьных  лесничеств ( 2009 г .).

   На базе нашей школы прошел районный семинар завучей-организаторов и учителей биологии на тему: «Экология и мы». Посетив открытые уроки, внеклассные мероприятия, участники семинара стали свидетелями того, какую разнообразную и полезную работу делают наши юные лесоводы и экологи.

Работа школьного лесничества не раз была отмечена благодарностями и поощрениями:

- Благодарственное письмо областного Комитета природных ресурсов за большой вклад в организацию и проведение Дня защиты от экологической опасности ( 2001 г .);

- Диплом и денежная премия за лучшую постановку экологического образования среди школ области ( 2002 г .) 

При планировании работы школьного лесничества «Берендеи» мы исходим, прежде всего, из того, что оно должно дать широкую допрофессиональную подготовку, привить необходимые специальные навыки. Эти задачи решает курс «Лесоводство». На этих уроках старшеклассники не ограничиваются теоретическим изучением растительного и животного мира нашей местности. Большое количество учебных занятий – это практическая и исследовательская работа. Одной из таких работ является «Парк моего детства», в которой методами эксперимента и наблюдения изучалась морфология листьев рябины и березы. Результаты были обработаны, ребята делали самостоятельные выводы.

   Такая работа помогает отчетливо, осознано воспринимать наблюдаемый объект, облегчает осмысливание, повышает прочность запоминания. Но мы и сейчас продолжаем вести эту работу, так как она включает в себя не только изучение конкретных данных, но влияние антропогенных факторов на развитие побегов изучаемых деревьев. Взявшись за этот проект, мы поставили перед собой следующие цели:

- определить влияние загрязненности окружающей среды на развитие побегов деревьев;

- изучить историко-культурные сведения создания парка;

- экологический мониторинг парка и находящихся на его территории растений.

Подведя итоги исследовательской работы, мы пришли к выводу, что исследованная нами территория имеет слабую степень загрязнения, быстрота развития молодых побегов и листьев зависит от погодных условий.

 

          Работа школьного лесничества тесно связана  с воспитательной работой в нашей школе, которая  сориентирована в экологическом направлении. Основной целью этой работы стало:

- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине;

- развитие познавательных интересов окружающего мира, творческой активности и т.д.

Ведется работа по четырем программам. Наиболее важными из них являются:

  • экология и дети;

  • мир красотой спасется.

В нашей школе стало традицией ежегодно проводить экологические конференции старшеклассников на тему: «Экологические проблемы России». На конференции ребята с глубокой болью говорят о безответственном отношении к природе, о хищнических способах сбора плодов калины, черемухи, цветов липы, об исчезновении родников вблизи поселка, об утрате всеми отработанных традиций бережного отношения к природе и т.д.

Старшеклассники не ограничиваются простым созерцанием экологических проблем, они пытаются по – своему решить их, предлагая свои проекты по защите окружающей среды.

Проблема охраны природы, как известно, глобальна. Даже в рамках одного лесхоза с ней не в состоянии справиться одна школа, поэтому мы стараемся вести работу совместно с администрацией лесхоза и общественностью.

Вместе с шефами мы проложили своеобразную экологическую тропу. Яркие плакаты со специально разработанными текстами постоянно напоминают односельчанам об экологических правилах общения с природой.

Подробнее можно рассказать об экологической декаде. Казалось, вся школа, начиная с директора и кончая первоклассником, «заболела» экологией. Среди учащихся 3-9 классов прошел конкурс «экологических плакатов», среди учащихся 5-9 классов был объявлен конкурс лучших сочинений на тему: «Экология и мы». Читая с болью написанные строки детских сочинений, убеждаешься в том, что ребята не равнодушны к тому, что происходит сейчас в природе, что они еще способны «услышать в своем сердце голос плачущей Земли».

Наиболее любимым стал в нашей школе праздник «День птиц». В канун его была организована выставка книг, рисунков, плакатов, призывающих к изучению и охране пернатых друзей. В центре праздника, как правило, театрализованное представление, где исполняются песни, звучат стихи, многие их которых написаны детьми. В программу праздника включаются небольшие сообщения учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений.

 Ведя воспитательную работу в школе, мы проводим мероприятия, развивающие познавательный интерес, заставляющие детей пристальнее вглядываться в окружающий мир. Активность участия в этих мероприятиях  обеспечивают занимательность форм и эмоциональная окраска их проведения. Часто приходится использовать формы игровых телепередач. Например: «Звездный час», «Счастливый случай», «Брейн - ринг», «Хочу стать миллионером», и т. д.

А кому не нравится игра «Поле чудес»? Интерес ребят к этому увлекательному шоу используем для расширения экологического кругозора учащихся. Игра превращается в своеобразный турнир знатоков экологии.  

Вопросы, разрабатываемые для игр, призваны не столько проверить имеющиеся знания, сколько создать установку на потребность в познании.

Традиционными стали экологические утренники, различные выставки: «Природа и фантазия», «Осенний букет» и т. д. /см. приложение/

Работая с детьми, приходится практиковать использование массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания. Их разнообразие, применение различных методик делают процесс воспитания привлекательным для воспитуемых.

Находясь в тесном контакте с детьми, прислушиваясь к советам родителей и кл. руководителей, а, также используя результаты тестирования и анкетирования по различным вопросам, можно формировать интересы ребят.

Детям прививаем и умение критического мышления, ценностного отношения к действительности. Такие задачи решал мини-спектакль «Суд над человеком», экологическая сказка  «Приключения Маши и Вити».

 

Играя роль, ребята выражают свое эмоциональное отношение к экологическим проблемам.

Таким образом, насыщенная воспитательная программа дает определенные положительные результаты. У детей практически всех возрастов наблюдается проявление экологической культуры.

Немаловажное значение в осуществлении воспитательной работы имеет структуризированный методический аппарат, где особое место занимает кабинет экологии. На наш взгляд, он должен быть частичкой живой природы. Поэтому при его оформлении мы старались отразить видовой состав флоры и фауны нашего региона. Тематика стендов разнообразна: певчие птицы нашего края; болезни, вредители леса; видовой состав лиственных и хвойных пород деревьев. При создании этого кабинета мы стремились обеспечить необходимые условия для организации учебно-воспитательной подготовки и успешного обучения экологии.

Основная часть наглядного материала создана руками детей в ходе практических и лабораторных занятий. Это коллекции семян древесных пород, насекомых-вредителей леса и др. В кабинете хранится разнообразный раздаточный и дидактический материал, инструктивные карточки, задания занимательного характера. Все это необходимо для лабораторных и демонстрационных работ. Идет накопление библиографического материала, тематических журнальных статей, научных материалов о разнообразии лесной флоры и фауны.

На видном месте в кабинете карта заповедников, заказников и памятников природы, иллюстрированные списки растений и животных, занесенных в Красную книгу. Ребята участвуют в создании выставок для кабинета, который для них является настоящей школой самостоятельного труда.           

Особое место в оформлении школы занимает собранный нашими учащимися гербарий древесно-кустарниковых пород нашей области, коллекция срезов древесных пород. Эти экспонаты, располагаясь на доступном месте, привлекают внимание учащихся, невольно приобщая их к богатству и разнообразию природы.

        Вся работа  школьного лесничества строится  на основе учебно – производственного плана. Актив школьного лесничества совместно с администрацией лесхоза и школы разрабатывает план работы.

       В основе плана – договор, заключаемый ежегодно между школой и Бондарским лесхозом.

Кроме того, в план включаются мероприятия, предусмотренные проектом лесоустройства (он разработан для школьного лесничества на 10 лет) и работы по укреплению материально- технической базы. План обсуждается на общем собрании юных лесоводов, утверждается директором школы и директором базового предприятия. Такое четкое и вдумчивое планирование – одна из сторон успешной деятельности нашего школьного лесничества. 

    35 лет.  Многое уже сделано, но многое ещё и предстоит сделать.

Подводя итог нашей работе, хочется верить, что маленькие ростки доброго отношения к природе, заложенные в школе,   перерастут в конкретные добрые дела. Ведь рука человека. хоть однажды услышавшего  «в своем сердце голос плачущей Земли», уже никогда не поднимется на неё!

 Но, как и прежде, вся работа школьного лесничества «Берендеи» будет направлена на воспитание у ребят действенной любви к родной природе, родной земле, на воспитание добрых и рачительных её хозяев.     

вперёд назад

Сайт создан в системе uCoz